13-й день. Турбаза, Байкальск, река Снежная, озеро Изумрудное, Култук, Иркутск, Куйтун (570 км)
Утром по совету отдыхающих сибиряков поехал по южному берегу Байкала дальше на восток до реки Снежной. Небольшая река бурно неслась с тающих снежных вершин. Там я встретился опять с Женей и Артемом. Я проводил их в дальний путь до океана, а сам поехал к Изумрудному озеру.
За 300 метров до озера была охраняемая стоянка, забитая машинами, где мне пришлось оставить мотик, так как к воде на транспорте не пускают. Это территория Байкальского биосферного заповедника.
В озере вода была теплой и прозрачной. Высокие горы, заросшие хвойным лесом, отражались в воде, создавая впечатление переливающихся гранями драгоценных камней на дне озера. Сибиряки считают, что в озере есть термальные источники, поддерживающие температуру воды. Все обустроено: кафе, гостиница в виде сказочного терема, водные велосипеды, горки с веселой ребятней и взрослыми, скатывающимися с них в воду. И везде чистота в сочетании с красотой природы, не смотря на обилие отдыхающих сибиряков.
С удовольствием искупался в чистейшей воде. Пообщался с супружеской парой из Иркутска, которые рассказали, что если ехать обратно по федералке до поселка Култук на западном берегу Байкала, то от него в 50 км на запад в Тункинском национальном парке в районе поселка Жемчуг есть озера, где принимают целебные радоновые ванны. Это места с хорошо развитой туристской инфраструктурой. В этот раз я туда не доехал.
Еще накануне очень хотел продлить путь с ребятами до Улан-Уде. До него оставалось всего 400 км. В моих планах этого города не было, и телефонов бурятских байкеров я не имел. Но мне хотелось ехать вперед и вперед…Дорога по берегу Байкала ожидалась живописной и трудно было остановиться.
А сын в ответ на мой запрос о контакте с байкерами из этого города ответил: «Вот это не надо. Хватит, тебя ждут дома. Радуйся, что все пока у тебя хорошо. Не искушай судьбу. Ты сделал все, что задумал».
Яйца курицу, конечно, не учат, но он был прав. И я с сожалением, выехав на трассу, поехал на запад к дому.
На смотровой площадке в поселке Култук напоследок полюбовался Байкалом.
Все-таки по-настоящему впитать в себя все красоты, встречающиеся в путешествии, удается не с первого раза. Особенно на мотоцикле, когда дорога отнимает все силы и внимание, когда тебя подстерегают опасности, непредсказуемость пути при дефиците времени, финансов и хорошей погоды. И мое извечное стремление нестись вперед, подгонять события, в общем, не быть здесь и сейчас. Вот так мы и бежим по жизни, не замечая подчас красоты происходящего, лишая себя полноты жизни.
Поколебавшись, я решил не заезжать на радоновые озера и отправился к Иркутску. Дорога была знакомой. Я быстро проехал города Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское по объездным дорогам или кратчайшим путем через них, не останавливаясь.
Смеркалось, и я остановился в гостинице поселка Куйтун.
14-й день. Куйтун, Тулун, Нижнеудинск, Канск, Уяр ( 520 км)
И снова пыль столбом, бесконечное строительство дороги. Ширина будущей дороги впечатляет. Редко встречаются заправки. Проезжая Канск, не повторил свою прежнюю ошибку, не поехал по заброшенной объездной, которая вся в ухабах и ямах, а проехал через центр по вполне сносной дороге.
Сумерки застали меня в городе Уяре. Места в гостинице были очень дорогие. Но в холле перед администратором был диван, и я договорился переночевать на нем за символическую плату.
15-й день. Уяр, Красноярск, Кемерово, Топки (620 км)
Перед Красноярском я увидел сгустившиеся тучи, и подумал, как же мне повезло посуху проехать гравийку. Скользкой глины и камней там было предостаточно.
В Красноярске увидел несущегося на навороченном блестящем от хрома большом мотоцикле байкера, догнал на светофоре, спросил дорогу из города. Он показал знаком – за мной, и мы под сильным дождем приехали на заправку, где собралась группа красноярских байкеров, отправляющихся на Алтай. Спросили, откуда я приехал, покачали головой. Сказали: «Мы так не ездим, у нас пока и 2000 км – событие». И понеслись прямо под сильнейший ливень. Поколебавшись, потому что опасно быстро ехать (скользко), я все-таки проехал с ними по городу, и дальше запретил себе ехать, остановившись под крышей остановки. Все-таки опыт моих предыдущих поездок и падений научил меня здравомыслию, тем более в незнакомом городе и под проливным дождем.
В Кемерово я не стал останавливаться. Очень не хотелось кого-то из байкеров напрягать и, добравшись до поселка Топки, устроился ночевать в каморке охранника гостиницы. Молодой парень за 200 рублей всю ночь просидел у моего мотика и, кажется, остался доволен. По всей видимости, он это часто практикует.
16-й день. Топки, Новосибирск, Омск (870 км)
Дорога была чудесная. Проскочил Новосибирск. За этот день хотел проехать больше 1000 км, но я знал, что в Омске живет Саша «француз» - 48-ми-летний путешественник – местная телезнаменитость, который недавно вернулся из поездки по Украине на советском мотороллере «тулица» со скоростью не больше 60 км в час. Он проехал от Омска по Украине и вернулся обратно, преодолев 10 тысяч км. Когда у него отказал мотор, он в сельском магазине купил новый от «муравья» почти задаром.
Я позвонил Саше, он искренне обрадовался и встретил меня перед городом у поста Гаи. Пока мы с ним ехали по городу, водители машин сигналили ему в знак приветствия.
Жена разделяет его увлечения путешествиями и, посидев вдвоем на моем «Сильвервинге», они окончательно решили купить такой же для совместных поездок. Ночевал я, конечно, у него; узнал все последние новости в интернете. Саша позвонил гостеприимному «батюшке» в Тюмень, и я получил приглашение погостить у него на даче.
17 день. Омск, Ишим, Тюмень (670 км)
По дороге к Тюмени ничего примечательного не было, но дорога к даче «батюшки» вдоль реки Тура запомнилась отлично – сплошная курортная зона. Пансионаты, дома отдыха, дачные поселки с современными коттеджами непрерывно шли чередой друг за другом. И все это вдоль отличной дороги.
Дача «батюшки» - это ряд современных красивых строений из дерева: летняя и зимняя кухни, бассейн для купания его внучек, несколько комнат для гостей, причем мне отвели двухэтажный гостевой домик с баней и кухней внизу. Хозяин всего этого – успешный строитель 50-ти лет, настоящий батюшка для байкеров Тюмени. Сам ездит на «Голде», и его дача – постоянное место отдыха для проезжающих путешественников. Мне говорили, что бывали моменты, когда приезжали до десяти человек, и все получали кров и стол. Вот пример экономической свободы человека, позволяющей делать добра людям столько, сколько ему нужно! Не все её (свободу) имеют и немногие его (добро) делают, имея возможности. Я чувствовал здесь себя совершенно свободно. «Батюшка» заинтересованно слушал мой рассказ о путешествии, расспрашивая о подробностях пути. Рано утром вместе с женой на «Голде» уехал в командировку.
А я, получив из дома смс о жаре под 40 градусов, решил прокатиться на север в Тобольск.
18-й день. Тюмень, Тобольск, Тюмень. (570 км)
И вновь отличная дорога. Вообще, у меня создалось впечатление, что в Тюменской области люди живут хорошо. До Сургута – нефтяной столицы России было всего около 500 км. Но отличная дорога, по словам жителей Тобольска кончалась в 50 км от него, кончались и деньги.
В центре города сфотографировал выкованные из металла сцены из сказки Ершова «Конек-горбунок». Обошел старинный белокаменный кремль. Нашел ухоженные могилы декабристов, памятник покорителю Сибири Ермаку. До 19 века Тобольск был фактической столицей Сибири. Но интересы России на Дальнем Востоке, строительство дороги на юге направили усилия по освоению Сибири южнее через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. И Тобольск стал второстепенным городом-музеем. Туристов здесь пока мало. Ближайший аэропорт за 250 км в Тюмени.
Вдоволь налюбовавшись на красивый город, я решил, наконец, возвращаться домой. Вернулся в Тюмень и снова заночевал на даче «батюшки».
19-й день. Тюмень, Камышлов, Екатеринбург, Кыштым, Миасс, Сим. (950 км)
По совету дальнобойщиков за Екатеринбургом свернул с федералки на Кыштым, чтобы сократить на 140 км мой путь домой. Но что для дальнобойщиков хорошо, то для скутера «смерть». Начался почти марсианский ландшафт: раздолбанная однополосная дорога, кругом раскопанная земля, рыжий песок и огромные отвалы породы. Вереницы огромных грузовиков, перевозящих породу, пыль столбом и несносная жара запомнятся мне надолго. Это был по-настоящему рабочий Урал. Это все длилось около 500 км. И закончилось за Миассом на федеральной трассе Челябинск-Уфа.
После встречи с ГАИ с погоней, но без стрельбы по моим колесам, «облегчился» на одну тысячу рублей за «встречку». Стал ехать аккуратно и почти не нарушал. Ночевал в кемпинге у поселка Сим.
Последний 20-й день. Сим, Уфа, Казань, Нижний Новгород. (1100 км)
До боли знакомую дорогу я проезжал в шестой раз. Знал здесь все «засады» башкирских и татарских гаишников. Ехать было не сложно, если бы не жара (38-39 градусов). Когда в апреле прошлого года я впервые ехал по ней, температура опускалась ниже нуля, было гораздо комфортней, чем в этот раз. Сейчас в Башкирии и Татарстане земля была в трещинах, когда-то зеленая трава была рыжей и покрыта толстым слоем пыли. Видимость из-за дыма была плохой, першило в горле. Однажды проехал по дороге почти сквозь огонь. Горел лес на обочине.
Но путь домой всегда легче и в 23.30 я был уже дома
Я сделал это и был безмерно счастлив! Техника ни разу не подвела, и здоровье тоже.
Люди, встретившиеся мне на пути помогали мне, кто как мог. Спасибо им всем! Погода тоже мне благоприятствовала. И, слава Богу!