В этой статье вы сможете найти рекомендации как правильно подобрать, осмотреть скутер, проверить документы и наиболее безопасно оформить купле-продажу.
Шаг 1: Выбор наиболее подходящих вариантов из найденных объявлений
На стадии поиска скутера вы найдёте некоторое количество объявлений. Совсем не обязательно объезжать все указанные адреса, чтобы осмотреть скутера, можно отсеять некоторые предложения, пообщавшись с продавцом по телефону и получив предварительную информацию о скутере и его состоянии. Для того чтобы принять решение о необходимости дальнейшего рассмотрения предложения и осмотре скутера, вам надо задать продавцу несколько вопросов, и тщательно оценив его ответы, принять решение о ваших дальнейших действиях. Вот информация, которая должна интересовать вас в первую очередь:
1. Является ли продавец владельцем скутера, если это салон или магазин, то навряд ли продавцы дадут вам полную информацию о техническом состоянии аппарата, так как их задача продать его как можно быстрее. Мало продавцов берут на себя ответственность за продаваемую технику и проводят полную предпродажную подготовку. Большинство продавцов стараются скрыть явные дефекты, а на скрытые недостатки вообще не обращают внимания. Поэтому важно лично пообщаться с владельцем, так как возможно он окажется достаточно порядочным человеком и укажет на явные изъяны, которые возможно спасут вам жизнь.
2. Необходимо спросить о техническом состоянии скутера. Любая полученная информация должна дать вам возможность правильно оценить возможное состояние аппарата.
Надо выяснить:
- год выпуска
- пробег (максимальный пробег за теплое время года мог составить до 15 тыс.км). Для скутера 95-97г.г. пробег в 10-15 тыс.км является нереальным (за границей никто не покупает такую технику только для того, чтобы покататься в выходной), средний пробег составляет 3,5–5 тыс.км в год.
- частота сервисного обслуживания (не более 5 тыс.км)
- расходные материалы, которые использовались при сервисном обслуживании (марка масла (синтетическое или минеральное), марка фильтров)
- технические недостатки
- ремонтные работы, которые в первую очередь необходимо сделать, чтобы можно было безопасно ездить на скутере.
- были ли падения, и каково состояние пластика.
3. Все ли документы в порядке. В обязательном порядке должен присутствовать Паспорт Транспортного Средства (ПТС), в котором органом выдачи должен быть указан орган таможни, и в котором должна присутствовать отметка о том, что ограничений по таможне нет (т.е. все таможенные пошлины выплачены). Так же желательно наличие сервисной книжки (с отметками о сервисном обслуживании и гарантийном ремонте), но, как правило, её нет. Надо узнать у продавца об его согласии проверить данные на скутер и документы в базе розыска ГИБДД.
4. Какое оформление предполагает продавец. (!!!) Для вас единственно приемлемой формой купли-продажи должно являться переоформление в комиссионном магазине с выдачей справки-счет установленного образца.
Тщательно оценив ответы продавца вам необходимо принять решение о дальнейшем рассмотрении данного предложения. Отказ предоставить вам необходимую информацию должен вас насторожить и дать почву для размышлений.
Ни в коем случае не надо рассматривать предложение об оформлении скутера по доверенности (даже для того чтобы вы сами снимали его с учёта!). И пускай продавец скидывает вам некоторую сумму из-за этого, помните, это возможно создаст вам огромные трудности, которые могут оставить вас без скутера и без денег.
Шаг 2: Осмотр выбранной вами техники и проверка документов
Из найденных вами объявлений вы, после разговора с продавцом по телефону, выбрали несколько подходящих для вас вариантов. Договорившись о встрече, вы приехали в указанное время для осмотра скутера. Идеально для этого взять с собой мастера из мотосервиса, или на крайний случай знакомого, которой хотя бы один сезон отъездил на аналогичном скутере. Но если это невозможно, то вы можете, после визуального осмотра скутера и личного общения с продавцом, договориться с ним, об осмотре аппарата на мотосервисе.
Так или иначе, но вы приехали на встречу, и видите предложенный скутер. Состояние аппарата наверняка будет отличатся от описанного продавцом по телефону в худшую сторону. Не постесняйтесь вновь задать все те же вопросы, что вы задавали при телефонном разговоре. Различие в ответах должно навести вас на размышления.
Осмотрите скутер как можно тщательнее. Любые царапины на пластике могут свидетельствовать о произошедших авариях. Дефекты на дисках колёс (вмятины, царапины, выбоины) так же являются косвенным подтверждением произошедших дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Визуально проверьте состояние тормозных дисков (износ), тормозных колодок (износ) и покрышек (износ, пластичность), их замена ведёт к достаточно сильным финансовым потерям. Осмотрите резиновые уплотнители и поверхность перьев передней вилки, они должны быть сухими, без намёка на присутствие масла. Если вы увидели блестящие от масла резиновые уплотнители, то это признак того, что необходима замена масла в передней вилке вместе с сальниками и пыльниками. Так же осмотрите задние амортизаторы на наличие масляных загрязнений, и проверьте их работоспособность (надо сделать несколько ритмичных нажатий на заднее сиденье и отпустить, после этого амортизатор должен сделать только одно колебание и остановиться).
Осмотрите поддон картера. Он должен быть сухим, без масляных разводов.
Приведу некоторые цены на ремонтные работы и расходники:
- замена масла в передней вилке => работа (50-150$) + сальники-уплотнители (20-100$)
+ масло (15-50$) = 85-300$
- тормозные диски от 150$ за штуку + работа (50-150$)
- тормозные колодки от 30$ за пару + работа (10-50$)
- покрышка (40-100$) + собрать и балансировать колесо (20-70$) + снять/установить на скутере (20-60$)
Все эти работы должны быть сделаны продавцом (если есть необходимость) до продажи, или вы можете договориться о скидке в цене скутера и сделать их сами.
Вы осмотрели скутер и в целом он вас устраивает. Попросите продавца показать документы. Сверьте номера рамы и двигателя с указанными в ПТС. Если продавец ссылается на то, что он не знает, где находятся номера, то попробуйте найти их сами. Номер рамы обычно расположен либо снизу посередине скутера, на одной из труб рамы, либо спереди, в месте крепления передней вилки (как у мотоциклов). Номер двигателя на скутерах расположен либо сзади на окончании корпуса вариатора, либо на корпусе двигателя снизу или сбоку. Номера должны быть выбиты ровными рядами с правильной вертикалью всех букв и цифр. Если вы не смогли их обнаружить, постарайтесь при осмотре другого скутера узнать о месте их расположения. Если и после этого, на указанных местах вы видите площадку без номера, значит, номера были удалены и если об этом нет записи с фото в ПТС, такой скутер ни в коем случае покупать нельзя!!!
Проверьте документы на право владение скутером.
В идеале скутер должен быть снят с учёта в ГИБДД, о чём делается запись в ПТС, и иметь транзитный номер, так же указанный в ПТС. В транзитном номере должны быть записаны все данные на скутер и владельца. Если скутер не снят с учёта, то смотри далее.
Если продавец является владельцем, то сверьте данные из его общероссийского паспорта (не из ксерокопии, не со слов) с данными в ПТС (оригинал, не ксерокопия). Последняя запись о владельце должна полностью совпадать по полному написанию Фамилии Имени Отчества и по адресу прописки. Всё должно совпадать до буквы. Сверьте подпись владельца в паспорте с подписью в ПТС. Если последний адрес прописки в паспорте не совпадает с адресом в ПТС, значит, владелец не переоформил скутер в связи с изменением места жительства, и он обязан это сделать!!!
Если продавец распоряжается аппаратом по доверенности, то он обязан предоставить вам на проверку ПТС (оригинал), нотариальную доверенность (оригинал) и свой общероссийский паспорт (оригинал). Все надо так же тщательно проверить (включая адрес жительства продавца и владельца).
Если по каким-либо причинам продавец отказывается предоставить вам необходимые документы, отказывайтесь от покупки!
После осмотра скутера и проверки номеров и документов, если на ваш взгляд всё в порядке, вам надо проверить его криминальную чистоту. Лучший вариант – это подъехать вместе с продавцом и документами в один из МРЭО (МОТОТРЭР) ГИБДД, но не в тот, в котором скутер состоит на учёте, и в окне "Инспектор по розыску" (или "Проверка транспорта на угон"), за вознаграждение, попросить инспектора провести проверку данных по базе угнанных транспортных средств и похищенных документов (спецпродукция). Инспектор может вам отказать, он не обязан это делать. Тогда другой вариант – это подъехать на стационарный пост ДПС (на выезде из города) и за 100-300 рублей попросить проверить данные на скутер и ПТС на посту. Продавец должен находиться вместе с вами, так как если скутер или документы окажутся в розыске, то арестуют его, а не вас.
По окончании осмотра договоритесь с продавцом о том, что вы примите решение позднее и перезвоните ему. Не торопитесь покупать первый попавшийся скутер, даже если он такой хороший и замечательный, как вам кажется. Посмотрите ещё хотя бы пару вариантов.
Шаг 3: Оформление купли-продажи
Вы выбрали скутер и всё проверили. Теперь надо купить его и оформить документы.
Продавец приезжает к комиссионному магазину со скутером, а вы с деньгами. Ни в коем случае не приезжайте один, возьмите с собой приятеля, а лучше двух, и желательно на автомашине. Сами, заранее, выберите пару-тройку комиссионных магазинов. Обычно они располагаются рядом МРЭО (МОТОТРЭР) ГИБДД и рядом с авторынками. Если продавца не устраивают предложенные вами варианты, то это должно вызвать у вас подозрения. В любом случае не стоит соглашаться на варианты находящиеся далеко за пределами города или в тихих, пустынных местах.
Вам необходимо привезти с собой мотошлем и, если есть, мотоэкипировку. Всё это не прилагается к скутеру, и вы должны приобрести заранее.
Деньги передавать лучше в момент подписания переоформленных документов или в процессе их оформления. Вы подписываете ПТС, справку-счёт и договор о продаже через магазин. За оформление купли-продажи платит покупатель, то есть вы. После этого скутер ваш.
Напоследок хочу предостеречь вас от необдуманных шагов как при выборе и покупке скутера, так и при поездках на нём.
Ваша жизнь и здоровье в ваших руках.
Чистой вам дороги и поменьше аварийных ситуаций.
Евгеньев Сергей "Прокурор"
Шаг 1: Выбор наиболее подходящих вариантов из найденных объявлений
На стадии поиска скутера вы найдёте некоторое количество объявлений. Совсем не обязательно объезжать все указанные адреса, чтобы осмотреть скутера, можно отсеять некоторые предложения, пообщавшись с продавцом по телефону и получив предварительную информацию о скутере и его состоянии. Для того чтобы принять решение о необходимости дальнейшего рассмотрения предложения и осмотре скутера, вам надо задать продавцу несколько вопросов, и тщательно оценив его ответы, принять решение о ваших дальнейших действиях. Вот информация, которая должна интересовать вас в первую очередь:
1. Является ли продавец владельцем скутера, если это салон или магазин, то навряд ли продавцы дадут вам полную информацию о техническом состоянии аппарата, так как их задача продать его как можно быстрее. Мало продавцов берут на себя ответственность за продаваемую технику и проводят полную предпродажную подготовку. Большинство продавцов стараются скрыть явные дефекты, а на скрытые недостатки вообще не обращают внимания. Поэтому важно лично пообщаться с владельцем, так как возможно он окажется достаточно порядочным человеком и укажет на явные изъяны, которые возможно спасут вам жизнь.
2. Необходимо спросить о техническом состоянии скутера. Любая полученная информация должна дать вам возможность правильно оценить возможное состояние аппарата.
Надо выяснить:
- год выпуска
- пробег (максимальный пробег за теплое время года мог составить до 15 тыс.км). Для скутера 95-97г.г. пробег в 10-15 тыс.км является нереальным (за границей никто не покупает такую технику только для того, чтобы покататься в выходной), средний пробег составляет 3,5–5 тыс.км в год.
- частота сервисного обслуживания (не более 5 тыс.км)
- расходные материалы, которые использовались при сервисном обслуживании (марка масла (синтетическое или минеральное), марка фильтров)
- технические недостатки
- ремонтные работы, которые в первую очередь необходимо сделать, чтобы можно было безопасно ездить на скутере.
- были ли падения, и каково состояние пластика.
3. Все ли документы в порядке. В обязательном порядке должен присутствовать Паспорт Транспортного Средства (ПТС), в котором органом выдачи должен быть указан орган таможни, и в котором должна присутствовать отметка о том, что ограничений по таможне нет (т.е. все таможенные пошлины выплачены). Так же желательно наличие сервисной книжки (с отметками о сервисном обслуживании и гарантийном ремонте), но, как правило, её нет. Надо узнать у продавца об его согласии проверить данные на скутер и документы в базе розыска ГИБДД.
4. Какое оформление предполагает продавец. (!!!) Для вас единственно приемлемой формой купли-продажи должно являться переоформление в комиссионном магазине с выдачей справки-счет установленного образца.
Тщательно оценив ответы продавца вам необходимо принять решение о дальнейшем рассмотрении данного предложения. Отказ предоставить вам необходимую информацию должен вас насторожить и дать почву для размышлений.
Ни в коем случае не надо рассматривать предложение об оформлении скутера по доверенности (даже для того чтобы вы сами снимали его с учёта!). И пускай продавец скидывает вам некоторую сумму из-за этого, помните, это возможно создаст вам огромные трудности, которые могут оставить вас без скутера и без денег.
Шаг 2: Осмотр выбранной вами техники и проверка документов
Из найденных вами объявлений вы, после разговора с продавцом по телефону, выбрали несколько подходящих для вас вариантов. Договорившись о встрече, вы приехали в указанное время для осмотра скутера. Идеально для этого взять с собой мастера из мотосервиса, или на крайний случай знакомого, которой хотя бы один сезон отъездил на аналогичном скутере. Но если это невозможно, то вы можете, после визуального осмотра скутера и личного общения с продавцом, договориться с ним, об осмотре аппарата на мотосервисе.
Так или иначе, но вы приехали на встречу, и видите предложенный скутер. Состояние аппарата наверняка будет отличатся от описанного продавцом по телефону в худшую сторону. Не постесняйтесь вновь задать все те же вопросы, что вы задавали при телефонном разговоре. Различие в ответах должно навести вас на размышления.
Осмотрите скутер как можно тщательнее. Любые царапины на пластике могут свидетельствовать о произошедших авариях. Дефекты на дисках колёс (вмятины, царапины, выбоины) так же являются косвенным подтверждением произошедших дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Визуально проверьте состояние тормозных дисков (износ), тормозных колодок (износ) и покрышек (износ, пластичность), их замена ведёт к достаточно сильным финансовым потерям. Осмотрите резиновые уплотнители и поверхность перьев передней вилки, они должны быть сухими, без намёка на присутствие масла. Если вы увидели блестящие от масла резиновые уплотнители, то это признак того, что необходима замена масла в передней вилке вместе с сальниками и пыльниками. Так же осмотрите задние амортизаторы на наличие масляных загрязнений, и проверьте их работоспособность (надо сделать несколько ритмичных нажатий на заднее сиденье и отпустить, после этого амортизатор должен сделать только одно колебание и остановиться).
Осмотрите поддон картера. Он должен быть сухим, без масляных разводов.
Приведу некоторые цены на ремонтные работы и расходники:
- замена масла в передней вилке => работа (50-150$) + сальники-уплотнители (20-100$)
+ масло (15-50$) = 85-300$
- тормозные диски от 150$ за штуку + работа (50-150$)
- тормозные колодки от 30$ за пару + работа (10-50$)
- покрышка (40-100$) + собрать и балансировать колесо (20-70$) + снять/установить на скутере (20-60$)
Все эти работы должны быть сделаны продавцом (если есть необходимость) до продажи, или вы можете договориться о скидке в цене скутера и сделать их сами.
Вы осмотрели скутер и в целом он вас устраивает. Попросите продавца показать документы. Сверьте номера рамы и двигателя с указанными в ПТС. Если продавец ссылается на то, что он не знает, где находятся номера, то попробуйте найти их сами. Номер рамы обычно расположен либо снизу посередине скутера, на одной из труб рамы, либо спереди, в месте крепления передней вилки (как у мотоциклов). Номер двигателя на скутерах расположен либо сзади на окончании корпуса вариатора, либо на корпусе двигателя снизу или сбоку. Номера должны быть выбиты ровными рядами с правильной вертикалью всех букв и цифр. Если вы не смогли их обнаружить, постарайтесь при осмотре другого скутера узнать о месте их расположения. Если и после этого, на указанных местах вы видите площадку без номера, значит, номера были удалены и если об этом нет записи с фото в ПТС, такой скутер ни в коем случае покупать нельзя!!!
Проверьте документы на право владение скутером.
В идеале скутер должен быть снят с учёта в ГИБДД, о чём делается запись в ПТС, и иметь транзитный номер, так же указанный в ПТС. В транзитном номере должны быть записаны все данные на скутер и владельца. Если скутер не снят с учёта, то смотри далее.
Если продавец является владельцем, то сверьте данные из его общероссийского паспорта (не из ксерокопии, не со слов) с данными в ПТС (оригинал, не ксерокопия). Последняя запись о владельце должна полностью совпадать по полному написанию Фамилии Имени Отчества и по адресу прописки. Всё должно совпадать до буквы. Сверьте подпись владельца в паспорте с подписью в ПТС. Если последний адрес прописки в паспорте не совпадает с адресом в ПТС, значит, владелец не переоформил скутер в связи с изменением места жительства, и он обязан это сделать!!!
Если продавец распоряжается аппаратом по доверенности, то он обязан предоставить вам на проверку ПТС (оригинал), нотариальную доверенность (оригинал) и свой общероссийский паспорт (оригинал). Все надо так же тщательно проверить (включая адрес жительства продавца и владельца).
Если по каким-либо причинам продавец отказывается предоставить вам необходимые документы, отказывайтесь от покупки!
После осмотра скутера и проверки номеров и документов, если на ваш взгляд всё в порядке, вам надо проверить его криминальную чистоту. Лучший вариант – это подъехать вместе с продавцом и документами в один из МРЭО (МОТОТРЭР) ГИБДД, но не в тот, в котором скутер состоит на учёте, и в окне "Инспектор по розыску" (или "Проверка транспорта на угон"), за вознаграждение, попросить инспектора провести проверку данных по базе угнанных транспортных средств и похищенных документов (спецпродукция). Инспектор может вам отказать, он не обязан это делать. Тогда другой вариант – это подъехать на стационарный пост ДПС (на выезде из города) и за 100-300 рублей попросить проверить данные на скутер и ПТС на посту. Продавец должен находиться вместе с вами, так как если скутер или документы окажутся в розыске, то арестуют его, а не вас.
По окончании осмотра договоритесь с продавцом о том, что вы примите решение позднее и перезвоните ему. Не торопитесь покупать первый попавшийся скутер, даже если он такой хороший и замечательный, как вам кажется. Посмотрите ещё хотя бы пару вариантов.
Шаг 3: Оформление купли-продажи
Вы выбрали скутер и всё проверили. Теперь надо купить его и оформить документы.
Продавец приезжает к комиссионному магазину со скутером, а вы с деньгами. Ни в коем случае не приезжайте один, возьмите с собой приятеля, а лучше двух, и желательно на автомашине. Сами, заранее, выберите пару-тройку комиссионных магазинов. Обычно они располагаются рядом МРЭО (МОТОТРЭР) ГИБДД и рядом с авторынками. Если продавца не устраивают предложенные вами варианты, то это должно вызвать у вас подозрения. В любом случае не стоит соглашаться на варианты находящиеся далеко за пределами города или в тихих, пустынных местах.
Вам необходимо привезти с собой мотошлем и, если есть, мотоэкипировку. Всё это не прилагается к скутеру, и вы должны приобрести заранее.
Деньги передавать лучше в момент подписания переоформленных документов или в процессе их оформления. Вы подписываете ПТС, справку-счёт и договор о продаже через магазин. За оформление купли-продажи платит покупатель, то есть вы. После этого скутер ваш.
Напоследок хочу предостеречь вас от необдуманных шагов как при выборе и покупке скутера, так и при поездках на нём.
Ваша жизнь и здоровье в ваших руках.
Чистой вам дороги и поменьше аварийных ситуаций.
Евгеньев Сергей "Прокурор"
Источник :MAXISCOOTER.RU