BURGMAN

23.11.2017, 08:33


Сегодня в 07:51:48 - kifo4ka Доброе утречко
Сегодня в 07:08:00 - ЮРИЧ ВСЕМЗДРЯМ !!!
Сегодня в 06:48:46 - Слесарь Доброе утро,добрые люди!
Вчера в 19:54:13 - Norton buloshnik, чо трубу не берёшь?
Вчера в 18:40:01 - buloshnik Добрый вечер ,граждане и особенно гражданки !
Вчера в 06:53:20 - ЮРИЧ ВСЕМЗДРЯМ !!!
Вчера в 06:47:14 - Слесарь Доброе утро,добрые люди!
Вчера в 05:35:39 - Norton Доброе утро народ
21 ноября 2017 - pafnutii Утро добрым не бывает , добрый вечер товарищи
21 ноября 2017 - ИльиЧ Доброе утро товарисчи smile-33
21 ноября 2017 - ЮРИЧ ВСЕМЗДРЯМ !!!
21 ноября 2017 - Слесарь Доброе утро,добрые люди!
21 ноября 2017 - Norton Доброе утро народ
20 ноября 2017 - sterch Загрузите пожалуйста мануал на 125-150 бурги, ссылка пустая, спасибо.
20 ноября 2017 - Anatolich Доброго всем утра! smile-33
20 ноября 2017 - Слесарь Доброе утро,добрые люди!
20 ноября 2017 - ИльиЧ Доброе утро товарисчи smile-33
20 ноября 2017 - ЮРИЧ ВСЕМЗДРЯМ !!!
20 ноября 2017 - Norton Доброе утро народ
19 ноября 2017 - Слесарь Доброе утро,добрые люди!
19 ноября 2017 - ЮРИЧ После ДР начал понимать Андреича! Утро добрым быть не может! Но всё равно ВСЕМЗДРЯМ !!!
19 ноября 2017 - алик С добрым!
19 ноября 2017 - Norton Доброе утро народ отдыхающий
19 ноября 2017 - ИльиЧ Доброе утро товарисчи smile-33
18 ноября 2017 - ЮРИЧ ВСЕМЗДРЯМ !!!

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Burgman-Club » Ремонт и обслуживание » Проблемы с электрикой?

Проблемы с электрикой?

  • Разместил: kekc BB;  
  • Прочитано: 17426;  
  • Дата: 3-07-2009, 08:55



Бортовая электрика мотороллера (мотоцикла), вопреки расхожему мнению, вещь очень простая. И разобраться в ней несложно даже человеку, который в жизни не держал в руках паяльника. Это я говорю для того, чтобы читатель не испытывал никакого мандража перед хитросплетением разноцветных проводков. Так что самое первое, что нужно сделать перед ремонтом электрики - прогнать из сердца щемящую тоску. Поверьте, все совсем не фатально! :) 

Сразу оговорюсь, что все нижеописанное касается мотороллеров с вариатором и без кик стартера, т.е. той техники, которую без аккумулятора не заведешь ни за какие коврижки.

Итак, на вашем аппарате постоянно дохнет аккумулятор. Заряжаете - нормально ездит, но недолго, опять садится, даже если не включать фару. При этом, возможно, постоянно горит лампочка зарядки (которая с нарисованной батареечкой). Также может быть, что при этом выкипает аккумулятор, т.е. при запущенном двигателе он начинает немного нагреваться и булькать, при этом весь аккумуляторный отсек уделан парами кислоты.

Возможно, что причина всех бед кроется в элементарном неконтакте (проводок где-то отошел/оторвался) или окислившихся клеммах, но очень часто чистка контактов не помогает. Возможен и еще один вариант - короткое замыкание, когда плюсовой проводок где-нибудь коротит на железо. Этот случай можно вычислить по лампочкам, которые горят вполнакала, аккумулятор при этом греется, как чайник. Ну а если все вроде в порядке, вся проводка прощупана, и в ней вы уверены на все сто?

Тогда остается лишь неисправность генератора либо реле-регулятора. Нужно проверить напряжение в бортовой сети мотороллера - эта проверка укажет виновника однозначно. Для проведения проверки потребуется вольтметр для измерения постоянного тока с пределом измерения в 20 или 50 вольт. Взять этот прибор можно у любого электрика или электронщика. 

Ну, и вперед, по пунктам:

1. Подключаем прибор к клеммам аккумулятора (полярность не перепутайте, т.е. плюс с минусом!). Прибор должен показать что-то около 12-12,5 вольт. Если меньше - аккумулятор уже прилично посажен, и его надо бы зарядить. Напряжение в 11-11,5 вольт говорит о том, что аккумулятор дохлый совершенно.

2. Проверяем, не включены ли случайно фары или еще какие мощные лампочки, и заводим мотороллер. Пусть молотит на холостых.

3. Смотрим на вольтметр. Напряжение должно повыситься примерно до 14 вольт (в идеале - 14,4 вольта).
3.1. Если напряжение сразу зашкалило за 15 В, то сгорело реле-регулятор, генератор в порядке. Проверка завершена.

3.2. Если напряжение повысилось, но до 14 вольт не добирает, газанем до средних оборотов, смотря при этом на вольтметр.
3.2.1. Если напряжение нормально поднимается до 14-14,5 В (не более!), то все с электрикой в порядке и вы просто глючите :).

3.2.2. Если напряжение зашкаливает за 15 В, причем при увеличении оборотов повышается, а при сбрасывании оборотов опять падает, то сгорело реле-регулятор, генератор в порядке. Проверка окончена.

Внимание! При проведении проверки по пункту 3.1 будьте осторожны! Следите за напряжением и не увеличивайте обороты сверх меры, так как если напряжение повысится до 18-20 В, на мотоцикле могут поперегорать лампочки и половина прочей электрики, к чертовой матери! 

3.3. Если напряжение НЕ поднимается, виноват генератор. Реле-регулятор, скорее всего, в порядке. Проверка окончена.

Итак, "кто виноват?", понятно. А теперь "что делать?".

Если виноват генератор, то прежде всего позачищайте все клеммы, которые видите на нем - плохой контакт практически всегда причина всех бед. Делается это мелкой наждачной шкуркой, желательно "нулевкой" или даже еще тоньше.

Если все контакты уже сияют, а глюк наличествует по-прежнему, снимите блок графитовых щеток и внимательно все осмотрите как на самих щетках, так и внутри генератора. Внутри генератора нужно увидеть два медных токосъемных кольца, по которым и бегут графитовые щетки. Кольца должны иметь ровную, гладкую до блеска поверхность, возможно с потемнением на беговой дорожке щеток.

Кстати, сейчас самое время проверить целостность обмотки ротора. Для этого берем омметр (этим прибором электронщики и радиотехники измеряют сопротивление электрических цепей) с пределом измерения в несколько десятков Ом. Включаем прибор и тыкаем щупами (стараясь, естественно, не задеть окружающие железяки) в те самые токосъемные кольца - прямо в беговые дорожки щеток. Прибор должен показать очень маленькую, но не нулевую величину в несколько Ом. Если не показывает или показывает, но не то, потыкайте в кольца сбоку, там где чистый металл - должно все нормально показать. Если показало - значит, нужно чистить дорожки, они загажены стирающимся графитом. Чистим так - выкручиваем свечи и, прижав к дорожке тряпочный/войлочный тампончик, смоченный растворителем/ацетоном, педалим стартер до тех пор, пока дорожка не засияет.

Внимание! Ни в коем случае не чистить дорожки абразивом!!! Про наждачную бумагу и напильники и думать не смейте! Любой абразив, какой бы тонкий он ни был, обязательно наделает царапин на поверхности мягкой медной дорожки. И тогда эти царапины станут работать по графитовым щеткам, словно наждачный круг. Мало того, что щетки сожрутся махом, еще и графитовой пылью позабивает все что можно, а она токопроводящая. Так и генератор спалить недолго.

Если дорожки капитально загажены, можно попробовать отчистить их войлочным тампоном из валенка, натертым полировочной пастой ГОИ. Это - самый жесткий способ из тех, что можно применять.

Ну, а если дорожки чистые, а омметр упорно не желает показывать вожделенные несколько Ом? Вот тут плохо. Это обыв внутри обмотки. Лечится только заменой ротора (ну, или перемоткой).

Плохо также, если прибор показывает очень маленькое сопротивление - меньше двух Ом. Это КЗ (короткое замыкание) в витках обмотки ротора. Лечится аналогично обрыву.

Теперь о графитовых щетках. Графитовые щетки генератора, снятые для дефектовки, нужно прежде всего осмотреть - они должны быть аккуратными, без сколов и изломов. Рабочая поверхность должна быть гладкой, заполированной. Измерьте также длину щеток - если она меньше четырех миллиметров (или что-то около этого), нужно их заменить. Попробуйте, как они ходят в своих гнездах - под легким нажимом пальца щетки должны мягко, без сопротивления и закусываний, входить в корпус. Измерьте омметром сопротивление щеток - от клеммы до рабочей пятки должно быть КЗ (то есть, нулевое сопротивление). Если что-то из перечисленного нездорово - замените щетки (кстати, если не найдете мотоциклетные, возьмите автомобильные и аккуратно их опилите мелким напильником или надфилем).

Если все в порядке, установите блок графитовых щеток на генератор и, не подключая никуда клеммы, замерьте омметром сопротивление между клеммами. Должно быть столько же, сколько при замере на токосъемных кольцах (у ПСа - примерно 5,1 Ом).

Теперь остается только проверить сопротивление силовых обмоток генератора. Их три штуки. Отключите от них клеммы и тем же омметром проверьте сопротивление друг между другом. Везде должно быть одно и то же небольшое значение. Если где-то значение слишком большое или слишком маленькое, убедитесь, что вы не перепутали клеммы :). Если клеммы не перепутаны - поздравляю, накрылся генератор :(

Ну, вроде с глюками генератора закончили. Теперь уделим внимание реле-регулятору.

Если генератор в порядке и виновником электропроблем все-таки является штатное реле-регулятор, то проще всего заменить его - ремонт этих хреновин есть дело трудоемкое и неблагодарное, потому как далеко не каждый электронщик сможет его толково перепаять, и все равно оно опять, сволочь, сгорит. Причем, конечно, можно пойти самым простым путем - купить еще раз штатное мотоциклетное. Однако, как показывает опыт, этот путь одновременно и самый затратный - штатная релюшка обойдется в немалую сумму. Вам никогда не доводилось с завистью смотреть на автомобильные реле-регуляторы, которые стоят в несколько раз дешевле и при этом сгорают удивительно редко? ;)

Дело-то в том, что практически все отечественные генераторы переменного тока, устанавливаемые как на авто-, так и на мототехнику, имеют одинаковый принцип работы - это трехфазные асинхронные электрические машины с электромагнитным возбуждением. Эти длинные и умные слова на деле означают очень простую вещь - поскольку принцип работы у всех генераторов одинаковый, на мотоцикл, таким образом, можно установить практически любое реле-регулятор, с любого автомобиля!



Па-а-азнавательная страничка :) : Как работает реле-регулятор?

Наверняка все знают, что мотороллер с посаженным аккумулятором (или без него) завести практически невозможно. Многие наверняка на собственной шкуре в этом убеждались. А фишка в том, что питание на систему зажигания мотороллера при запуске подается именно с аккумулятора: генератор тока не дает, пока двигатель не заработает, и мощность искры полностью зависит от аккумулятора. Когда коленвал двигателя начинает вращаться, генератор начинает вырабатывать электричество, и аккумулятор может отдыхать - он мотороллеру больше не нужен… до следующего запуска, разумеется. 

Для чего служит в бортовой сети реле-регулятор: оно замеряет напряжение в сети, и когда оно падает (генератор вращается медленно), реле подает ток подмагничивания побольше; когда же генератор начинает вращаться быстрее, напряжение возрастает, и реле свой ток подмагничивания уменьшает. В результате напряжение в бортовой сети постоянно удерживается на уровне 14-14,4 В.

Почему, кстати, 14 вольт? Аккумулятор ведь вроде 12-вольтовый, электрика вся тоже называется "двенадцативольтовой"? Дело в хитром устройстве аккумулятора. Если ограничить напряжение генератора 12 вольтами, аккумулятор будет постоянно стремиться отдать свой ток в сеть, естественно, постоянно разряжаясь. Слегка повышенное напряжение заставляет его заткнуться и начать, наоборот, заряжаться от генератора.

Такая схема работы реле-регулятора принята на всех типах автомобилей, и это позволяет полностью забить на разницу в конструктивных исполнениях генераторов. Часто слышу: "Токи, дескать, в машине намного больше, и на мотоцикле реле работать не будет! На ток такой не рассчитано" :) Сразу видно: человек абсолютный чайник в автомобильной электрике. Будет, еще как будет, потому что как раз к мощным выходным токам реле-регулятор не имеет никакого отношения. Его задача - измерить напряжение в сети и если оно больше требуемого, слегка перекрыть кислород генератору. Просто и элегантно.

Теперь о подключении. Генератор мотороллера имеет несколько контактов: три контакта прикреплены к мощным проводам, уходящим куда-то внутрь, в обмотки - это и есть питающие провода, по которым приходит "конечный продукт", электроток. Провода от этих контактов должны идти на так называемый "выпрямитель" - железяку, в которую понатыканы шесть (а то и девять) диодов. Задачей выпрямителя является сделать из переменного тока, выдаваемого генератором, постоянный ток, нужный мотороллеру.

Еще два контакта на генераторе имеют проводки, уходящие на графитовые щеточки, прижимаемые к ротору генератора. Вот это и есть обмотка подмагничивания.

Бывает на генераторах еще один контакт. Он размещается, как правило, несколько отдельно от остальных, и проводок от него тоже уходит вглубь генератора, в обмотки. Это так называемая "нулевая точка". Этот контакт нужен для лампочки зарядки - так ее сделать проще всего, хотя можно обойтись и без такого вывода.

Вот, собственно, и все, что нужно знать, чтобы никогда не иметь проблем с электричеством на борту мотоцикла. Наслаждайтесь! :))


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

kekc BB

Добавлено 3 июля 2009 22:55 Регистрация: --
вроде бы всё детально. написано в связи с выходом из строя(прогаром насквозь) реле регулятором...причиной стало похоже то что поставил слишком большой ёмкости акум и много оборудования на борту...читайте пользуйтесь... кстати если у кого есть подобная проблема есть вариант пайки реле регулятора на любую мототехнику. Причём намного надёжнее стоковых. Параметры: V=13,8 - 14,2 v., I = 41 A., P = 550 W. Цена от 2500-3500 р. делает хороший знакомый если что рад кому помочь...

Fasterpast

Добавлено 3 июля 2009 23:47 Регистрация: 1.03.2009
Генераторы с обмоткой подмагничивания (возбуждения) - на мотоциклы редко ставятся последнее время, а на бругах и вообще такового нет (может на 650 только да и то не уверен), так что неплохо бы дополнить, что на большинстве скутеров и многих мотоциклах стоит так называемое магнето, и реле-регулятора там никакого нет. На маломощных генераторах стоит вариант регулятора напряжения с регулирующей обмоткой (50ки и 100ки 2т), а на остальных (в т.ч. на 250 и 400 бурге) стоит шунтирующий регулятор, который просто замыкает обмотки на себя при достижении порогового напряжения.
Следовательно из этого надо делать и поправки по измерению напряжения на разных оборотах. И не надо в бурге искать графитовые щетки :)
В самовозбуждающихся генераторах с реле регулятором напряжение намного стабильнее и меньше зависит от оборотов, однако он создает гораздо большую нагрузку на коленвал при ХХ, поэтому собственно на 1-2х котловые аппараты относительно небольшой кубатуры их не ставят.

Hanss

Добавлено 4 июля 2009 01:01 Регистрация: --
Очень интересная статья.
Прошу совета.. У меня на скутере стоит музыка, работает в основном на максимальной громкости 2*100вт + 1*150вт саб, добавим 80% кпд усилителя - получим 400ватт(28 А) пиковой дополнительной нагрузки, и 270ватт (20А) средней. В скутер встроен вольтметр, просадку до 11.8 вольт показывает на холостых оборотах, на X5000 14+вольт, после глушения мотора аккумулятор выдает номинал и обладает достойной емкостью и тянет музыку с электростартером пару часов - т.е заряжается он нормально.
Вопрос на засыпку: справляется ли генератор и есть ли риск для него?
Скай 650

kekc BB

Добавлено 4 июля 2009 11:56 Регистрация: --
Fasterpast реле регулятора он же выпремитель есть на каждом скуте, мотороллере, мотоцикле...

Hanss генератор и релерегулятор(выпремитель) как правило расчитаны на работу стандарной бортовой сети, поворотники, лампочки, фара, гудок, электростартер. делается минимальныйз апас, т.к это экономия на матерьялах...если пока работает так зачем париться, хотя на стандартном у меня тока полсезона проходило...

Fasterpast

Добавлено 4 июля 2009 12:17 Регистрация: 1.03.2009
Повторюсь еще раз, реле-регулятором называют устройство работающее с самовозбуждающимеся генераторами (где есть статор, ротор, графитовые щетки и т.д.) в скутерах применена немного другая схема, её я описал выше. Никаким реле там и не пахнет :) А вообще, это всё смешение понятий, ИМХО. Т.к. раньше в автомобилях эти регуляторы основывались на реле, а сейчас скорее всего на тиристорах или других подобных электронных компонентах. Выпрямитель должен быть в любом случае, ибо от переменного тока работают разве что лампочки )))

Hanss, риск скорее есть для регулятора, такой же, если вообще лишить его нагрузки, т.к. на 650ом бурге тоже стоит магнето с шунтирующим регулятором (я посмотрел). Вообще, японцы любят всё сделать впритык, но как показывает практика - не на максискутерах. Об этом говорит хотя бы розетка на 120 ватт :) Я сомневаюсь, что диодный мост в регуляторе-выпрямителе не выдержит твою музыку...
Такая просадка (до 11.7-11.8В) весьма характерна для магнето (с нагрузкой), так что всё ок.

В общем, подведя итог всему вышесказанному: статья интересная и полезная, но немного не про нас...

kekc BB

Добавлено 4 июля 2009 12:31 Регистрация: --
ну смысл был больше описать неполадки а техническая сторона согласен больше опираясь на опыт ремонта отечественных мото. про реле регулятор- мы просто выпремитель называем таким образом...

Хорошо видеть весь день и без очков и без контактных линз

dahnov

Добавлено 4 мая 2013 11:19 Регистрация: --
Всем привет. кто поможет? купил недавно ан 400, немного поездил, плохо заводился всегда холодным. а сейчас совсем перестал. я уже подключался от авто аккумулятора, вчера проверял искру (как на отечественной технике) - искры нет, заменил свечу - искры нет. что смотреть?

Viktor

Добавлено 5 мая 2015 23:21 Регистрация: --
Камрады, Если волокете в электрике, то подскажите по какому принципу работает концевик боковой подножки. Ведь к нему подходят 2 плюсовых провода feel ???

govrosh

Добавлено 15 мая 2015 06:09 Регистрация: --
Привет всем. Так я и не понял возможно поставить реле или правильно выпрямитель с авто или искать с штатный. Я поставил со скутера не знаю с какого хватило на неделю(

Drozd34

Добавлено 4 сентября 2017 12:41 Регистрация: 4.09.2017
Привет . Утром случилась такая ситуация со skywawe 400 2007 год . сел акум , я завел с помощью пусказарядника , завелся погрел , поехал и через 100 метров заглох , один раз сработала сигнализация я включил зажигание и все потухло , и теперь не реагирует не на что
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Темы форума

Опрос

Партнеры

.
Если не хотите переплачивать, закажите ангельские глазки на bmw тут.

Календарь

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Сейчас на сайте

Пользователей: 4
Скрытых: 0
Гостей: 51
Всего: 55

Google, andreijh, Слесарь, seb, AlexduT

Онлайн список

Архив

Ноябрь 2017 (4)
Октябрь 2017 (2)
Сентябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Июль 2017 (6)
Июнь 2017 (1)